Подвывих первого позвонка (атланта)

• Post category:Статьи
  • Post author: Автор статьи Александр Серик
  • Запись изменена:02.09.2021
  • Reading time:1 min(s) read

Диагноз «подвывих атланта» является широко распространенным в сфере альтернативной медицины. С этим состоянием связывают множество разнообразных проблем: головные боли, повышенное давление, искривление осанки, обмороки, повышенная утомляемость, инсульт и многие другие. При этом патологию диагностируют практически у каждого, кто обращается с подобными жалобами. В то же время в западной медицинской литературе под «подвывихом атланта» подразумевается иное нарушение, с другими причинами и проявлениями.

Атлантом называют первый (СI), самый верхний, позвонок у человека. Именно он, соединяясь с затылочной костью, удерживает череп, подобно древнегреческому герою Атланту, держащего небесный свод. В отличие от других позвонков СI не имеет собственного тела, а только две дуги, замыкающиеся вокруг спинномозгового канала. Он, подобно кольцу, нанизывается на зубовидный отросток второго позвонка (аксиса), образуя вместе с черепом атлантоаксиально-затылочный комплекс. Такое сочленение обеспечивает возможность поворачивать голову, сгибать/разгибать шею.

Подвывихом атланта называют его смещение по отношению ко второму позвонку и черепу.

Патологию часто ошибочно связывают с родовой травмой, неправильным продолжительным положением головы (например, при длительной работе за компьютером или, особенно у подростков, неотрывном «зависании» в смартфоне) и пр. Считается, что такое смещение позвонков приводит к сдавлению кровеносных сосудов и нервов, провоцируя различные нарушения.

В действительности истинный подвывих первого позвонка – это тяжелая патология, имеющая более специфические причины и требующая соответствующего лечения. Небольшое же смещение атланта от идеальной оси довольно распространено и является вариантом нормы, не приводя к вышеперечисленным симптомам. Соответственно, если такие жалобы имеются, то следует не приписывать их подвывиху первого позвонка (атланта), а направить усилия на выявление настоящей причины.

Причины

Основными причинами истинного подвывиха первого позвонка (атланта), также называемого ротационным подвывихом, являются механические травмы с форсированным поворотом головы (например, при падении с высоты, автоаварии, кувырках через голову и пр.) и некоторые заболевания:

• ревматоидный артрит, вызывающий изменение костных тканей;
  • врожденные патологии, в том числе синдром Дауна (диагностируется у 13% больных), несовершенный остеогенез, диспластические патологии и пр.;
  • инфекции;
  • церебральный паралич;
  • спондилоартрит верхнего отдела шеи и пр.

Ротационный подвывих первого позвонка (атланта) часто встречается у детей из-за их анатомо-физиологической предрасположенности к подобному виду травм.

Диагностика и симптомы

Истинный подвывих атланта не вызывает нарушений психического и умственного развития и не является причиной гипертонии, утомляемости, плоскостопия и пр. Основные его симптомы:

• боль в области затылка и шеи;
  • асимметричное мышечное напряжение;
  • асимметричное положение головы – наклон в сторону противоположную относительно поворота подбородка (так называемая «голова дрозда»).

Такое состояние невозможно обнаружить случайно. С ним невозможно жить постоянно, как с состоянием, которое лишь периодически проявляется временными недомоганиями.

Для установления диагноза используются методы рентгенографии и КТ.

Часто рекламируемое лечение подвывиха атланта с помощью массажа, мануальной терапии и иных методов не соответствует реальному положению дел.

В некоторых случаях подвывих требует не лечения, а только наблюдения у врача-ортопеда. В других случаях могут назначаться ношение специального воротника (иммобилизация брейсом Гилфорда), вытяжение петлей Глиссона, прием обезболивающих и седативных препаратов и пр. Нестабильный подвывих, остро развивающийся после травмы, является жизнеугрожающим состоянием, при котором может произойти поражение спинного мозга, развиться непроходимость сосудов, паралич верхних конечностей и пр. В такой ситуации прибегают к экстренному хирургическому вмешательству.

Необходимый объем терапевтической помощи может определить только специалист после проведения диагностических процедур. При наличии симптомов, приписываемых подвывиху первого позвонка (атланта), рекомендуем своевременно обратиться в Первую Медицинскую Клинику для выявления действительной причины проблемы и назначения адекватного лечения.

Записаться на консультацию и прием можно по телефону

8(812)922-44-24

Передовые методы лечения суставов и позвоночника

Безоперационная программа восстановление позвоночника в Санкт-Петербурге. Комплекс процедур, не только снимающий болевой синдром, но и обеспечивающий восстановление пациента без боли и операции.

Инновационный способ восстановления суставов в любом возрасте, практически не имеющий противопоказаний. Есть возможность провести процедуру на первом приеме, и почувствовать улучшения уже через 2 недели.

Не только снятие болевого синдроса, но и эффективное лечение суставов и позвоночника